Назад к списку

Теория поколений. Кто такие X, Y, Z  

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который 

не связан с возрастными противоречиями. 
В основе этой теории ценности людей представителей среднего класса. Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми. 

Поколение «Беби-Бумеров» (годы рождения: 1943 - 1963 г.) 
События, сформировавшие их ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР - мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. 
Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости. 

Поколение Х или «Неизвестное поколение» (годы рождения: 1963 - 1984 г.) 
События, сформировавшие их ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. 
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. 

Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (годы рождения: 1984 - 2000 г.) 
Cобытия, сформировавшие их ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность. Эпоха брендов. 
Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. 
На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. 

Поколение Z (годы рождения начиная c 2000 г.) 
Ценности самых старших представителей этого поколения в процессе формирования. 
Отметим, что годы рождения - это примерные рамки (плюс-минус 2-3 года). Есть и различия по территориальному признаку. В крупных городах, например, люди в возрасте около сорока лет относятся к поколению X, а в глубинке - к «бумерам».